История окна в деталях

История окна в деталях

Мы не можем представить себе свое жилье или рабочее помещение без больших остекленных окон, пропускающих в помещение достаточное количество света. А ведь история оконной конструкции насчитывает всего лишь несколько столетий. Остекленные рамы с переплетами начали появляться в домах лишь в средние века. И достаточно долгое время такое заполнение оконных проемов могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

А что же было до этого? Дома Древней Греции и Древнего Рима вообще не имели окон. Дневной свет поступал в помещение через узкие щелевидные проемы в стенах, либо через проемы портика, выходящего во внутренний двор. Жилище жителей Древнего Египта освещалось за счет прямоугольных проемов, которые находились очень высоко – практически под самой кровлей. Небольшие размеры и неудобное расположение оконных проемов были продиктованы соображениями безопасности. Никакой злоумышленник не мог проникнуть в жилище через узкую щель в стене.

Ничуть не лучше обстояли дела с освещением дома и у наших предков-славян. В рубленых избах устраивали проем, вырубив для этого из стены части двух бревен, находящихся друг над другом. Такие окна назывались «волоковыми». При необходимости проем изнутри закрывался специальной дощечкой – «волоком».

Вторая разновидность световых проемов в русских домах называлась «красные» или «косящатые» окна. Такими окнами «щеголяли» дома зажиточных крестьян, боярские терема. Косящатое окно по размеру было гораздо больше, чем волоковое. Его высота составляла три и даже четыре бревна. Обрамление проема с наружной стороны выполняли из массивного тесаного бруса – «косяков». Косяки украшали резьбой. В проем косящатого окна вставлялась рама разделенная переплетом на несколько частей. Изначально на оконца натягивали бычий пузырь или промасленную ткань. Самые зажиточные хозяева стеклили окна кусочками слюды. В русских деревнях такие оконные конструкции можно было увидеть и в конце девятнадцатого века.

В Европе, начиная с семнадцатого века, достаточно широкое распространение получили окна с витражным остеклением. В металлические оконные переплеты, которые изготавливались из свинца, вставляли кусочки цветного стекла. Мастера-витражисты создавали из разноцветных стеклышек целые картины – причудливые орнаменты, лики святых, сцены из рыцарской жизни. Витражи тех времен до сих пор сохранились в готических соборах Европы.

Несмотря на всю свою красоту, витражные окна были «вынужденной мерой». Просто тогдашние технологии изготовления стекла не позволяли получить большой и равномерный по толщине стеклянный лист. Да и обычное для нас бесцветное прозрачное стекло в те времена просто не изготавливали. Из-за несовершенства технологий на стекле проявлялись различные дефекты – темные вкрапления, помутнения, пузырьки воздуха. И именно для их маскировки в стекольную массу добавляли цветные пигменты.

В этот же период в России в палатах и теремах также устанавливали оконные рамы с металлическими переплетами. Но для их заполнения использовали, в основном, не стекло, а кусочки слюды. Хотя по своим декоративным качествам слюдяные окна ничуть не уступали заморским витражам. Кусочки слюды расписывались причудливыми узорами. Единственный недостаток таких окон был в том, что они совершенно не защищали от зимних холодов. Металлические переплеты более-менее подходили для мягкого европейского климата, но для суровых русских зим они неприспособленны совершенно. Поэтому, чтобы сохранить тепло во время зимних холодов окна даже днем закрывали деревянными ставнями.

Первую «революцию в оконном деле» произвел великий русский реформатор Петр I. Его увлечение европейской культурой наложило свой отпечаток и на архитектуру. В 1714 году он издал указ, в котором говорилось о том, как надлежит строить дома. Монарх повелевал брать за образец проекты архитектора Доменико Трезини. Итальянский архитектор, естественно, проектировал дома в соответствии с итальянскими же канонами. Одна из характерных черт таких зданий – большая площадь остекления. И хотя большие окна более уместны в мягком средиземноморском климате, русской аристократии они пришлись по нраву. В Петербурге под руководством Трезини были построены Зимний и Летний дворцы, а также дворец Меньшикова. Именно эти дворцы и стали объектами для подражания. Каждый более-менее обеспеченный дворянин считал своим долгом возвести дом, центральный фасад которого украшали ряды больших оконных проемов. К тому времени оконные переплеты заполняли, в основном, стеклом, а не слюдой.

Стекло было привозное – из Европы. Правда, несмотря на его высокую стоимость, стекло не отличалось должным качеством. Оно было достаточно толстое, мутное, с зеленоватым оттенком. Но не все европейские новшества понравились Петру I. Не прижились, например, окна-двери, которыми французский архитектор Леблан украсил центральный зал дворца в Петергофе. Конструкция не прошла испытания зимними холодами. «Зело холодно и поддувает от них велико» - так высказался о дверях-окнах Петр I. И запретил их устанавливать в других дворцовых залах.

В восемнадцатом веке дворцы и дома в богатых усадьбах четко разделялись на две зоны – хозяйскую (жилую) и парадную, в которой проводились светские приемы. Естественно, что основная масса денег и стараний вкладывалась в отделку парадных покоев. Центром гостевой зоны становился бальный зал. Помещение, как правило, делали двусветным (высотой в два этажа). Соответственно, фасад в этом месте украшали два ряда больших окон, расположенных друг над другом. Классический пример такого интерьера – голубой зал Останкинского дворца. В жилых помещениях окна были относительно небольшие, зато отличались разнообразием форм. В домах того времени можно увидеть и прямоугольные, и квадратные, и даже круглые окошки.

Особым шиком считались помещения, напоминающие остекленную веранду. Как правило, они выходили в сад. Такую веранду можно увидеть во дворце князей Юсуповых. Часть ограждающей конструкции в одной из комнат представляет собой остекленную колоннаду. В зимнее время в таком помещении было, наверное, не очень уютно. Зато с наступлением первых теплых деньков здесь накрывали стол для чаепитий и через панорамные окна наслаждались видами прекрасной природы.

Восемнадцатый век подарил русской архитектуре еще одно новшество – световые фонари. Это остекленные конструкции на кровле, благодаря которым появлялось дополнительное освещение на лестничной клетке или в крытом дворике. Но в России такие фонари на зиму закрывали специальными деревянными колпаками. Это делось не только для сохранения тепла в помещении, но и для того, чтобы защитить хрупкое стекло от ветровых и снеговых нагрузок. Для лучшей теплоизоляции световой фонарь перед установкой деревянного колпака нередко укутывали войлоком.

В учебниках по архитектуре, которые издавались в те времена, давались четкие рекомендации о том, как именно должны быть обустроены окна. Так в стене под окном советовали делать нишу – «для близкого подходу». А размеры окон и высота подоконной ниши определялись, исходя из принципа «чтобы сидя смотреть было способно». А если окно по каким-то причинам было расположено на существенной высоте от пола, то к нему пристраивали специальный деревянный помост с лесенкой.

В последующие десятилетия архитектура стала более «прагматичной». На смену излишествам классицизма пришли эклектика и модерн. Эти стили удачно совместили в себе эстетические качества и здоровый прагматизм. Большие окна ушли в прошлое, их сменили обычные двух- и трехстворчатые оконные конструкции, которые лучше соответствовали нашим климатическим условиям. Типичными образцами стиля модерн можно назвать дореволюционные «доходные дома», которые во множестве стоились в Москве, Петербурге и других городах России.

А история окон развивалась своим чередом. В советские времена, в период повальной индустриализации и унификации строительства, о красоте окон мало кто задумывался. Двойные прямоугольные рамы из сосны стали чуть ли не единственным заполнением оконных проемов. Арочные и круглые окна, изящные переплеты, световые фонари – все это было забыто до поры, до времени. И лишь в конце двадцатого века лучшие традиции «оконного строительства» стали возвращаться. Причем, в совершенно новом качестве.

Оконные конструкции классических форм и пропорций теперь изготавливаются из современных материалов. Это специальные алюминиевые сплавы, пластиковый профиль, клееный брус. Такие окна устойчивы к температурным перепадам, воздействию влажности и ультрафиолета. Их не нужно заклеивать на зиму и подкрашивать каждую весну. С приходом новых технологий утратили актуальность громоздкие двойные рамы. Одно- или двухкамерные стеклопакеты надежно защищают наше жилье от холода, уличного шума и пыли. Но на этом история окон, конечно, не заканчивается. Несомненно, в ней будет написано еще много интересных страниц.

Заказать звонок
Расчет моих замеров
Вызов менеджера
Вопрос/Ответ
Ремонт автоматики