Центральный офис:

+7 (4872) 710-410
c 900 до 1800

Офис в Заречье
+7 (4872) 49-02-24

История окна в деталях

Мы не можем представить себе свое жилье или рабочее помещение без больших остекленных окон, пропускающих в помещение достаточное количество света. А ведь история оконной конструкции насчитывает всего лишь несколько столетий. Остекленные рамы с переплетами начали появляться в домах лишь в средние века. И достаточно долгое время такое заполнение оконных проемов могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

А что же было до этого? Дома Древней Греции и Древнего Рима вообще не имели окон. Дневной свет поступал в помещение через узкие щелевидные проемы в стенах, либо через проемы портика, выходящего во внутренний двор. Жилище жителей Древнего Египта освещалось за счет прямоугольных проемов, которые находились очень высоко – практически под самой кровлей. Небольшие размеры и неудобное расположение оконных проемов были продиктованы соображениями безопасности. Никакой злоумышленник не мог проникнуть в жилище через узкую щель в стене.

Ничуть не лучше обстояли дела с освещением дома и у наших предков-славян. В рубленых избах устраивали проем, вырубив для этого из стены части двух бревен, находящихся друг над другом. Такие окна назывались «волоковыми». При необходимости проем изнутри закрывался специальной дощечкой – «волоком».

Вторая разновидность световых проемов в русских домах называлась «красные» или «косящатые» окна. Такими окнами «щеголяли» дома зажиточных крестьян, боярские терема. Косящатое окно по размеру было гораздо больше, чем волоковое. Его высота составляла три и даже четыре бревна. Обрамление проема с наружной стороны выполняли из массивного тесаного бруса – «косяков». Косяки украшали резьбой. В проем косящатого окна вставлялась рама разделенная переплетом на несколько частей. Изначально на оконца натягивали бычий пузырь или промасленную ткань. Самые зажиточные хозяева стеклили окна кусочками слюды. В русских деревнях такие оконные конструкции можно было увидеть и в конце девятнадцатого века.

В Европе, начиная с семнадцатого века, достаточно широкое распространение получили окна с витражным остеклением. В металлические оконные переплеты, которые изготавливались из свинца, вставляли кусочки цветного стекла. Мастера-витражисты создавали из разноцветных стеклышек целые картины – причудливые орнаменты, лики святых, сцены из рыцарской жизни. Витражи тех времен до сих пор сохранились в готических соборах Европы.

Несмотря на всю свою красоту, витражные окна были «вынужденной мерой». Просто тогдашние технологии изготовления стекла не позволяли получить большой и равномерный по толщине стеклянный лист. Да и обычное для нас бесцветное прозрачное стекло в те времена просто не изготавливали. Из-за несовершенства технологий на стекле проявлялись различные дефекты – темные вкрапления, помутнения, пузырьки воздуха. И именно для их маскировки в стекольную массу добавляли цветные пигменты.

В этот же период в России в палатах и теремах также устанавливали оконные рамы с металлическими переплетами. Но для их заполнения использовали, в основном, не стекло, а кусочки слюды. Хотя по своим декоративным качествам слюдяные окна ничуть не уступали заморским витражам. Кусочки слюды расписывались причудливыми узорами. Единственный недостаток таких окон был в том, что они совершенно не защищали от зимних холодов. Металлические переплеты более-менее подходили для мягкого европейского климата, но для суровых русских зим они неприспособленны совершенно. Поэтому, чтобы сохранить тепло во время зимних холодов окна даже днем закрывали деревянными ставнями.

Первую «революцию в оконном деле» произвел великий русский реформатор Петр I. Его увлечение европейской культурой наложило свой отпечаток и на архитектуру. В 1714 году он издал указ, в котором говорилось о том, как надлежит строить дома. Монарх повелевал брать за образец проекты архитектора Доменико Трезини. Итальянский архитектор, естественно, проектировал дома в соответствии с итальянскими же канонами. Одна из характерных черт таких зданий – большая площадь остекления. И хотя большие окна более уместны в мягком средиземноморском климате, русской аристократии они пришлись по нраву. В Петербурге под руководством Трезини были построены Зимний и Летний дворцы, а также дворец Меньшикова. Именно эти дворцы и стали объектами для подражания. Каждый более-менее обеспеченный дворянин считал своим долгом возвести дом, центральный фасад которого украшали ряды больших оконных проемов. К тому времени оконные переплеты заполняли, в основном, стеклом, а не слюдой.

Стекло было привозное – из Европы. Правда, несмотря на его высокую стоимость, стекло не отличалось должным качеством. Оно было достаточно толстое, мутное, с зеленоватым оттенком. Но не все европейские новшества понравились Петру I. Не прижились, например, окна-двери, которыми французский архитектор Леблан украсил центральный зал дворца в Петергофе. Конструкция не прошла испытания зимними холодами. «Зело холодно и поддувает от них велико» - так высказался о дверях-окнах Петр I. И запретил их устанавливать в других дворцовых залах.

В восемнадцатом веке дворцы и дома в богатых усадьбах четко разделялись на две зоны – хозяйскую (жилую) и парадную, в которой проводились светские приемы. Естественно, что основная масса денег и стараний вкладывалась в отделку парадных покоев. Центром гостевой зоны становился бальный зал. Помещение, как правило, делали двусветным (высотой в два этажа). Соответственно, фасад в этом месте украшали два ряда больших окон, расположенных друг над другом. Классический пример такого интерьера – голубой зал Останкинского дворца. В жилых помещениях окна были относительно небольшие, зато отличались разнообразием форм. В домах того времени можно увидеть и прямоугольные, и квадратные, и даже круглые окошки.

Особым шиком считались помещения, напоминающие остекленную веранду. Как правило, они выходили в сад. Такую веранду можно увидеть во дворце князей Юсуповых. Часть ограждающей конструкции в одной из комнат представляет собой остекленную колоннаду. В зимнее время в таком помещении было, наверное, не очень уютно. Зато с наступлением первых теплых деньков здесь накрывали стол для чаепитий и через панорамные окна наслаждались видами прекрасной природы.

Восемнадцатый век подарил русской архитектуре еще одно новшество – световые фонари. Это остекленные конструкции на кровле, благодаря которым появлялось дополнительное освещение на лестничной клетке или в крытом дворике. Но в России такие фонари на зиму закрывали специальными деревянными колпаками. Это делось не только для сохранения тепла в помещении, но и для того, чтобы защитить хрупкое стекло от ветровых и снеговых нагрузок. Для лучшей теплоизоляции световой фонарь перед установкой деревянного колпака нередко укутывали войлоком.

В учебниках по архитектуре, которые издавались в те времена, давались четкие рекомендации о том, как именно должны быть обустроены окна. Так в стене под окном советовали делать нишу – «для близкого подходу». А размеры окон и высота подоконной ниши определялись, исходя из принципа «чтобы сидя смотреть было способно». А если окно по каким-то причинам было расположено на существенной высоте от пола, то к нему пристраивали специальный деревянный помост с лесенкой.

В последующие десятилетия архитектура стала более «прагматичной». На смену излишествам классицизма пришли эклектика и модерн. Эти стили удачно совместили в себе эстетические качества и здоровый прагматизм. Большие окна ушли в прошлое, их сменили обычные двух- и трехстворчатые оконные конструкции, которые лучше соответствовали нашим климатическим условиям. Типичными образцами стиля модерн можно назвать дореволюционные «доходные дома», которые во множестве стоились в Москве, Петербурге и других городах России.

А история окон развивалась своим чередом. В советские времена, в период повальной индустриализации и унификации строительства, о красоте окон мало кто задумывался. Двойные прямоугольные рамы из сосны стали чуть ли не единственным заполнением оконных проемов. Арочные и круглые окна, изящные переплеты, световые фонари – все это было забыто до поры, до времени. И лишь в конце двадцатого века лучшие традиции «оконного строительства» стали возвращаться. Причем, в совершенно новом качестве.

Оконные конструкции классических форм и пропорций теперь изготавливаются из современных материалов. Это специальные алюминиевые сплавы, пластиковый профиль, клееный брус. Такие окна устойчивы к температурным перепадам, воздействию влажности и ультрафиолета. Их не нужно заклеивать на зиму и подкрашивать каждую весну. С приходом новых технологий утратили актуальность громоздкие двойные рамы. Одно- или двухкамерные стеклопакеты надежно защищают наше жилье от холода, уличного шума и пыли. Но на этом история окон, конечно, не заканчивается. Несомненно, в ней будет написано еще много интересных страниц.

Акции

Дом построен - пришло время ворот

Компания «Гранд» - продажа и производство окон ПВХ, остекление балконов и лоджий, жалюзи, рольставни - История окна в деталяхСпешите воспользоваться предложением

Не упусти момент! Ещё больше скидок этой весной!

Компания «Гранд» - продажа и производство окон ПВХ, остекление балконов и лоджий, жалюзи, рольставни - История окна в деталяхКупи жалюзи по очень низкой цене!

Защитите самое дорогое - детский замок в подарок!

Компания «Гранд» - продажа и производство окон ПВХ, остекление балконов и лоджий, жалюзи, рольставни - История окна в деталяхНе пропустите - акция действует в течение 10 дней

Посмотреть все акции

Новости

16.11.2017

Распашные ворота – это классический вариант оформления проема. Несмотря на большой выбор конструкций других типов, они по-прежнему пользуются заслуженной популярностью. Важным плюсом является разнообразие вариантов исполнения. При заказе можно выбрать не только высоту, ширину и заполнение створок, но и тип открывания (внутрь или наружу, ручное или автоматическое).

Подробнее...

01.11.2017

Установка фотожалюзи на окна – это один из способов оригинального оформления интерьера. Чтобы получить такое необычное дизайнерское решение, на ламели или полотно нужного размера наносится любое изображение по выбору заказчика.

Подробнее...

16.10.2017

Даже качественно остекленный балкон иногда требует замены. Причиной этого может стать не только естественный износ конструкций, но и желание получить дополнительный комфорт. Например, при покупке новой квартиры с базовой отделкой можно поменять уже установленное холодное остекление на теплое.

Подробнее...

Посмотреть все новости

Статьи